Противодействие коррупции - Памятка по противодействию коррупции

Противодействие коррупции

Памятка по противодействию коррупции

Приложение №1
к постановлению
администрации Балаганского района
от 14.01.2015 г. № 3

Памятка
по противодействию коррупции лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Балаганский район

Что такое коррупция?

Официальное толкование коррупции согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции) следующее:

Коррупция:

а)злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б)совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица(часть 1 статьи 1 Закона «О противодействии коррупции»).

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а)по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б)по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в)по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (часть 2 статьи 1 Закона «О противодействии коррупции»).

Виды коррупционных правонарушений

Гражданско-правовые деликты - правонарушения, влекущие за собой обязанность возмещения причиненного ущерба (принятие в дар и дарение подарков, за исключением обычных подарков, лицам, замещающим муниципальные должности, при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях превышает три тысячи рублей).

Дисциплинарные правонарушения - нарушения отдельных ограничений и запретов по службе (если муниципальный служащий не представил сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

Административные правонарушение (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты; нецелевое расходование бюджетных средств - статья 15.14 КоАП; незаконное вознаграждение от имени юридического лица - статья 19.28 КоАП.

Что такое взятка?

Взятка – это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществлением должностным лицом своих полномочий, также относиться к взяткам.

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодателем является человек, который предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться полномочиями этого лица в своих целях.

Взяткополучателем может быть муниципальный служащий, который «продает» свои полномочия заинтересованным людям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УКРФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ).

Взяткой могут быть:

Предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты пита видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загород дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость. Как следует из норм ст. 290 УК РФ любой подарок независимо от стоимости подаренной вещи, (в том числе и стоимостью менее 3000 руб.) будет признан взяткой, если в связи с его вручением муниципальному служащему необходимо выполнить определенное действие с использованием служебного положения.

Подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями - это подарок, полученный лицом, замещающим муниципальную должность от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды);

Лица, замещающие муниципальные должности не вправе получать не предусмотренные законодательством Российской Федерации подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.

Лица, замещающие муниципальные должности обязаны в порядке, предусмотренном типовым положением, уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей муниципальный орган, в которых указанные лица проходят муниципальную службу.

Уведомление о получении подарка представляется не позднее 3 рабочих дней со дня получения подарка в уполномоченное структурное подразделение (уполномоченную организацию) муниципального органа, в которых лицо, замещающее муниципальную должность, проходят муниципальную службу. К уведомлению прилагаются документы (при их наличии), подтверждающие стоимость подарка (кассовый чек, товарный чек, иной документ об оплате (приобретении) подарка).

В случае если подарок получен во время служебной командировки, уведомление представляется не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения лица, получившего подарок, из служебной командировки.

Подарок, стоимость которого подтверждается документами и превышает 3 тыс. рублей либо стоимость которого получившим его служащему, работнику неизвестна, сдается ответственному лицу уполномоченного структурного подразделении, которое принимает его на хранение по акту приема-передачи не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале регистрации.

Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, банковский кредит под заниженный процент, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, завышенная оплата гражданскому служащему за выполнение им иной оплачиваемой работы, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, и т.д.

Взятка через посредника

Взятка нередко дается и берется через посредников — подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, которые рассматриваются УК РФ как пособники преступления. Гражданин, давший взятку, может быть освобожден от ответственности, если:

- установлен факт вымогательства;

- гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до двух лет (статья 306 УК РФ).

Взятка может быть предложена как на прямую («если вопрос будет решен в нашу пользу, то получите...»), так и косвенным образом.

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве», под которым понимается не только передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, но и способствование в достижении соглашения и получении взятки.

Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Уголовная ответственность за совершение
коррупционных преступлений

Уголовная ответственность за получение взятки установлена ч.1 ст.290 УК РФ - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

Уголовная ответственность за дачу взятки установлена статьей ч.1 ст. 291 УК РФ - дача взятки наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Согласно примечанию к статье 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

От размера взятки зависит квалификация преступлений, предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ.

Дача взятки, а равно ее получение должностным лицом считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

В этой связи настоятельно рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

1.В процессе выполнения служебных обязанностей муниципальный служащий обязан принимать меры по безусловному и полному соблюдению административных регламентов, а также:

-не должен брать на себя никаких обязательств и не давать обещания относительно решения каких-либо вопросов.

-не должен посещать, не имея на то полномочий от непосредственного руководителя, неофициальных встреч с кем-либо, имеющим отношение к его служебным обязанностям.

-должен воздерживаться от посещения организаций любого рода, где это может привести к каким-то обязательствам, связям или вызвать ожидания, которые могут служить препятствием при осуществлении им установленных законом полномочий.

2.Муниципальные служащие должны в свое отсутствие закрывать служебные помещения на ключ.

3.Муниципальный служащий не должен принимать какие-либо документы или материалы, касающиеся служебной деятельности от любых лиц (в том числе знакомых, сослуживцев и т.д.) за пределами служебного помещения. Все документы должны представляться заявителем и проходить официальную регистрацию в канцелярии.

4.Все находящиеся в служебных помещениях муниципальных служащих предметы интерьера и технические средства должны стоять на балансе органа местного самоуправления либо иметь подтверждающие документы на их приобретение муниципальными служащими.

Возможные ситуации коррупционной направленности и рекомендации
по правилам поведения

1.Дача взятки:

-вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;

-внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);

-постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;

-не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткодателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;

-при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке.

2.Конфликт интересов:

-внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов;

-принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

-в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только Вам станет об этом известно;

-принять меры по преодолению возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с непосредственным руководителем;

-изменить должностные или служебные положения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

-отвод или самоотвод служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

-передать принадлежащие служащему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

Что необходимо предпринять после свершившегося
факта предложения взятки

Статья 9 Закона о противодействии коррупции предписывает муниципальным служащим уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью муниципального служащего.

Невыполнение муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной ч.1 ст.9 Закона о противодействии коррупции, является правонарушением, влекущим его увольнение с муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

page_20022017175007

Меню Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A цветовая схема: Обычный Контрастный Белый Синий